Консультативная работа

Здоровье детей — будущее страны.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Современная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.

Многие родители в силу неопытности, несерьёзности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребёнка не выполняют даже элементарных гигиенических правил.

Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в совместных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.

Семья для ребёнка — источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Физическое воспитание дошкольника базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование потребности у детей в здоровом образе жизни. Знание ребёнком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент здорового образа жизни, способствующий в свою очередь, эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье. Всем известно, об одном из педагогических принципов, принципе осознанности.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природосообразной и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то ,что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

Консультацию подготовила воспитатель  группы компенсирующей  направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи — Черных И.Н.

Роль закаливания в укреплении здоровья детей.

Введение.

Закаливание — прекрасное и доступное средство  для  укрепления здоровья детей.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.

Закаливать свой организм необходимо каждому.

Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.

Закаливание-комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды, путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими.

Важнейшая роль закаливания- предупреждение болезни.

Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены  внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Все закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

К общим относятся- соблюдение правил режима дня, рациональное питание, занятия физкультурой…

К специальным закаливающим процедурам относятся- закаливание воздухом( воздушные ванны), закаливание  солнцем( солнечные ванны) и   закаливание водой( водные процедуры).

Немного из истории.

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности.

Большое внимание физическим  упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела.

Например: Закаливание мальчиков в Спарте начиналось с грудного возраста.

С семи лет  мальчики воспитывались в суровых  условиях: их стригли наголо, ходили босиком в любую погоду, купались  в холодной воде…

Особое значение закаливанию придавалось на Руси и носило массовый характер. Славяне для укрепления здоровья использовали баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке.

Для того чтобы с наибольшей эффективностью,  использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных принципов.

Принципы закаливания.

  1. Основной принцип закаливания- постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий.
  2. Регулярность( непрерывность)-нужно систематически повторять закаливающие процедуры на протяжении всей жизни. Краткие , но частые , раздражения более эффективны, чем длительные, но редкие.
  3. Учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья индивидуума, восприимчивости и непереносимости им закаливающих процедур.
  4. Адекватность( соответствие) дозировки закаливающих факторов.
  5. Многофакторность-  использование нескольких факторов: холод, тепло, лучистая энергия и вода.
  6. Прерывистость- если применять несколько закаливающих воздействий в течении дня, тогда необходимо делать между ними перерывы.
  7. Комбинирование общего и местного закаливания(закаливанию подвергают как части организма, так и все тело.

Несоблюдение названных принципов закаливания может привести к напрасной трате времени и не дать должной закаленности, вызвать излишне резкие или даже патологические реакции организма.

Технологическое описание опыта.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается  фундамент здоровья, формируются личные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.

Здоровье детей – это будущее нашей страны.

Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в наш детский сад, мы отметили, что становится  все больше детей с частыми простудными заболеваниями.

Следовательно, мы пришли  к выводу:

Укрепление здоровья детей – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала.

Закаливающие мероприятия – основа воспитательно –оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Для того чтобы  помочь детям  сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать потребность в здоровье как жизненно важной ценности.

В своей работе мы широко используем как общие, так и специальные закаливающие мероприятия.

В  систему  общих закаливающих процедур в работе с детьми  входят следующие  физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1.Соблюдение  правил режима дня.

2.Рациональное питание.

3.сквозное проветривание

4.утренняя гимнастика в проветренном помещении.

5.дыхательная гимнастика.

6.оздоровительная гимнастика после сна.

7.физкультурные занятия.

Каждый комплекс гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных процедур.

Утренняя гимнастика.

Основная задача гимнастики- укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.

Дыхательная гимнастика.

Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Основа дыхательных упражнений- упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. Все упражнения проводятся в игровой форме:

Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь.)

Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Гимнастика после сна.

Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы.  Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течении 7-10 минут .Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Например:

Я по спаленке хожу, деток я не нахожу.

Я к кроватке подойду, в каждый домик постучу.

и тихонечко спрошу: «Тук-тук, Тимочка проснулся?».

Также в работе с детьми мы используем  специальные  закаливающие процедуры, такие как:  закаливание воздухом, закаливание водой и солнечные ванны.

Закаливание воздухом( воздушные ванны, хождение босиком, физкультурные занятия на улице, прогулка…)

Воздушные ванны.

Они применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение  воздуха.
Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно- сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию.

Поэтому хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках- являются ценнейшим закаливающим мероприятием.

Хождение босиком.

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы(рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…

Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

Дорожки здоровья.

Эффективным средством закаливания является хождение босиком по дорожкам «здоровья» и солевым дорожкам.

Суть процедуры:

Сначала разогревается стопа ребенка- ходьба по дорожкам «здоровья»(фломастеры, пробки, пуговицы, следы).Далее ребенок  встает ногами на салфетку смоченную солевым раствором, потом на влажную салфетку- стирает соль с подошвы ног, далее переходит на сухую салфетку.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет.

Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе.

Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики.
Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки…

Прогулка.

Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть детей.

Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении.

Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20о, а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18о (в пределах 19–22°)

Закаливание водой .

Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног.

Умывание.

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).

Обливание ног.

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.

После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Обтирание.

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям.

Выполняется процедура следующим образом: смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.

Закаливание носоглотки.

Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1—2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.

Закаливание солнцем.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.

Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Перед специальными закаливающими процедурами необходима консультация медицинского работника. Все процедуры проводятся под  его контролем.

Консультацию подготовила воспитатель подготовительной к школы группы Чистякова Е.Л.

Рекомендации родителям от инструктора по физической культуре.

Как правильно заниматься физическими упражнениями дома.

Практически все люди начинали и начинают свой день с утренней зарядки. Это не значит, что каждый из них делал махи руками, прыгал, приседал и т.д. М.М. Пришвин, например, совершал длительные прогулки по лесу. Утренняя зарядка должна быть индивидуальна, только в этом случае она принесет пользу. Как же составить свой комплекс зарядки? Прежде всего, нужно знать, что утренняя гимнастика предназначена не для тренировки, а для подготовки организма к активной дневной деятельности.

Очень часто родители сталкиваются с тем, что ребенок отказывается выполнять те или иные задания и упражнения. Не нужно его ругать. Возможно, ему тяжело выполнять их или просто неинтересно. И тут к вам  на помощь придет ваша фантазия. Вместо простых махов руками можно предложить ребенку стать птичкой и полететь в теплые края, можно превратиться в зайчиков и прыгать от кустика к кустику, можно стать косолапым мишкой, который собирает шишки, и тогда приседания не покажутся ребенку такими скучными и рутинными.

Вот несколько советов по проведению зарядки с вашим малышом:

Совет № 1.

Комплекс должен обязательно соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Не забывайте, что ребенок 3-4 лет не способен пока делать то, что уже может ребенок 5-6 лет.

Правильно выбирайте упражнения и конечно же количество повторений. По мере взросления ребенка увеличивайте сложность и количество упражнений.

Совет № 2.

Следите за состоянием вашего ребенка. Дыхание должно быть ровным и ритмичным. Пульс не должен превышать 150 ударов в минуту.

Помните, что утренняя гимнастика должна подготовить организм ребенка, пробудить его, а не перегрузить. Поэтому не стоит давать малышу чрезмерную нагрузку, ведь это может привести к тому, что ребенок просто потеряет интерес к физическим упражнениям.

Совет № 3.

Амплитуду движений, их скорость и интенсивность  необходимо увеличивать постепенно.

Не стоит резко начинать то или иное упражнение. Сперва нужно сделать медленно, чтобы избежать травм, затем уже быстрее и ритмичнее. Начинать  зарядку нужно  с упражнений для мышц плечевого пояса и заканчивать прыжками и поскоками. В конце утренней гимнастики рекомендуются упражнения на восстановление дыхания, такие как ходьба в умеренном темпе, ходьба на носочках как мышки и с выполнением дыхательных упражнений.

Совет № 4.

Упражнений должно быть не более 5 –8.

Для совсем маленьких деток  3- 3,5 лет вполне достаточно будет по одному упражнению для каждой группы мышц: плечевого пояса, туловища и ног, по 3-4 повторения. Для детей, обучающихся в подготовительных к школе группах, количество упражнений достигает 6-7, и количество повторений увеличивается до 8-10.

Совет № 5.

Комплекс упражнений периодически надо менять.

Обычно, комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели, но если ребенку очень понравились какие-то определенные упражнения, то можно их оставить. Ведь главная цель – это привить интерес к здоровому образу жизни. Например, в упражнении с приседаниями можно первые 2 недели поиграть в лилипутов и великанов, а потом превратиться в лягушонка, который спрятался и ждет, когда же пролетит комарик, чтобы его поймать, высоко выпрыгивая вверх. Здесь, родители, широкий простор для вашей фантазии!

Совет № 6.

Время проведения зарядки 10 – 12 минут.

Не стоит перегружать утреннюю гимнастику упражнениями, иначе вы добьетесь обратного эффекта: не взбодрите ребенка, а только утомите. А вам это не нужно! Для ребенка трех лет утренняя гимнастика должна длиться 5-6 минут, для детей подготовительной к школе группы – 10-12. Учитывайте это!

Совет  № 7.

Хвалите своего малыша!

Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку -поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей – не должно быть противоположных распоряжений (мама – «хватит бегать»; папа – «побегай ещё минут пять»). Если это происходит, ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет № 8.

Не ругайте своего ребенка!

Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желание и мнения.

И самое главное, дорогие наши мамы и папы, будьте живым примером для подражания для своего ребенка! Если вы любите физкультуру и спорт, то и ваш малыш, глядя на вас, тоже обязательно полюбит физические упражнения!!!

И будьте здоровы!!!

Консультацию  № 1 подготовила  инструктор по ФК МБДОУ д/с 65

Когда следует начинать занятия физкультурой с ребёнком?

В данном случае подходит правило «чем раньше, тем лучше». О физическом развитии ребёнка необходимо заботиться ещё до его рождения.

Так что, уважаемые мамы и папы, если вы ещё не занялись оздоровлением своих детей средствами физической культуры, у вас есть шанс сделать первый шаг.

—         С чего начать?

Ориентируясь на существующие нормативы (далее приведены низшие границы), постарайтесь оценить возможности и способности вашего малыша. К трем годам ребенок должен бегать со свободными естественными движениями руками по прямой, к семи – быстро и легко бегать между предметами, по ограниченной площади, с препятствиями, спиной вперед, в умеренном темпе в чередовании с ходьбой (в течение 2-3  мин), наперегонки (30 м за 7, 2 сек). К трем годам ребенок уже может подпрыгивать на месте на двух  ногах, к семи – прыгать через скакалку, в длину с места (на 100 см) и с разбега (на 180 см), в высоту с разбега (на 50 см).

Дошкольника можно учить ходить на лыжах, плавать, кататься на двухколесном велосипеде, самокате, играть в баскетбол, футбол, бадминтон, ручной мяч, то есть всему тому, что интересует его и не противопоказано в дошкольном возрасте. Очень многое зависит от роста и веса ребенка, его физических возможностей.

Можно завести дневник и отмечать, какие упражнения ребенок предпочитает, способен ли импровизировать, как быстро устает. Вносить в дневник его достижения на каждом возрастном этапе, совместно обсуждать их и радоваться любой победе.

—         Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?

Нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения, которые ему не нравятся, ведь одних и тех же результатов можно достичь разными средствами. Если ребенка угнетают пробежки по утрам, то их можно заменить ритмической гимнастикой под музыку. Если мальчика шести лет не устраивают занятия в хореографической студии, предложите ему спортивные игры, плавание. Занятия должны находить эмоциональный отклик в детской душе.

Есть упражнения, которые категорически противопоказаны дошкольнику (если следовать жёстким правилам при их выполнении). Это касается некоторых акробатических упражнений, выполняемых в позиции взрослый-ребенок. Например, поднимая ребёнка, никогда не держите его только за кисти, обязательно целиком за предплечья, так как кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать за бёдра. Не рекомендуются висы на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребенок упирается во что-то коленями или легко достает опоры носками ног. Не  позволяйте раскачиваться в висе, если ребенок не сможет самостоятельно в любой момент встать на ноги.

При обучении лазанью не разрешайте детям залезать выше того уровня, на котором можете их достать (до 2,2 м). Ребенку старше трех лет, в совершенстве овладевшему лазаньем, можно позволить подняться выше.

В дошкольном возрасте противопоказаны упражнения с длительным удержанием трудной статической позы (сед на корточках, руки в стороны). Упражнения должны быть динамичными, с включением в работу мышц-антагонистов.

Не рекомендуется  заниматься на тренажерах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых. Например, вращательное движение вправо- влево на популярном диске» Здоровье» может привести к смещению позвоночных дисков.

Не разрешайте трехлетнему ребенку спрыгивать с высоты  более 20 см, семилетнему- с высоты более 40 см.  Приземление должно быть пружинящим на полусогнутые ноги и выполняться на мягкую основу.

Несоблюдение этих правил приводит к перегрузке позвоночника и мощному сотрясению внутренних органов.

—         Спорт или физкультура? Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой?

В последнее время стало престижным отдавать детей в секции большого тенниса, конного спорта, каратэ и пр.  Однако не следует  забывать, что   спорт — это всегда повышенные физические нагрузки, проявление волевых усилий, способность переживать поражение. Может ли ещё не окрепшая психика дошкольника выдержать такие встряски?

Если вы хотите, чтобы ребенок был здоров и счастлив, играйте с ним!

С детьми до семи лет физкультура должна быть игровой. Физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила), о развитии которых так мечтают многие родители, можно легко развить в совместных играх с ребенком, а еще лучше, объединив  трех- четырех близких по возрасту детей. Только в игре дошкольник может выдержать достаточно продолжительные нагрузки без лишних волевых усилий.

С шести лет целесообразно вводить веселые соревнования на скорость, ловкость, точность выполняемых действий. И не беда, если ребенок сегодня проиграл. Похвалите его за проявленное усилие, старание, обязательно нарисуйте радужную перспективу.

Если ребенок не любит  заниматься физкультурой, то искать причины надо не в нем, а в окружающих взрослых. Это может быть связано с негативным опытом общения с педагогом, который накричал на него, или с однообразными скучными занятиями, во время которых запрещены смех, общение детей. Это может быть образ жизни, который ежедневно навязывают ребенку в семье. К шести годам дети вместе со взрослыми смотрят  сериалы, поднимаются на лифте на третий этаж, проезжают одну- две остановки на автобусе до детского сада. Уже к первому классу такие дети становятся ленивыми, их трудно привлечь к занятиям физкультурой.

Проанализируйте все причины, постарайтесь устранить их и начните заниматься вместе с ребёнком. Если вы решили делать зарядку по утрам, подумайте, что, может доставить вашему сыну (вашей дочери) радость от совместного общения. Например, придумайте ребенку роль: сегодня  он проснется тигром, завтра — щенком. Войдя в образ под соответствующую музыку, он с удовольствием будет выполнять простейшие имитационные упражнения в потягивании, поворотах, прыжках и лазанье.

Если с года до четырех-пяти лет ребенка интересует сам процесс движения, то с шести лет у него появляется интерес к результату. Хвалите его за любые достижения, радуйтесь новым удачам. Если вы выбираете для ребенка секцию или кружок, познакомьтесь с тренером- педагогом. Выслушайте его требования, поинтересуйтесь содержанием тренировок. Посетите одно-два занятия, чтобы понять стиль общения педагога с детьми и его умение дозировать нагрузку с учетом их возможностей. Если вы увидите, что для тренера важен результат подготовки к соревнованиям, желание удовлетворить личные амбиции, найдите другую секцию. Помните: главное — здоровье вашего ребенка.

Консультацию  № 2 подготовила инструктор по ФК МБДОУ д/с 65  Кудрявцева О. С.

Советы родителям по организации отдыха на природе без ущерба для здоровья.

Вот и наступила осень…Теплое солнышко по-прежнему радует нас своими лучами, но уже не обжигает, как летом. Самое время провести время на природе со своей семьей: погулять по лесным тропинкам, собирая грибы, насладиться свежим, еще не холодным ветерком, побегать по лужам от заставшего нас врасплох дождика, поваляться в опавшей листве…И, конечно же, осень — это отличное время для занятий физкультурой на свежем воздухе! А самым интересным и одновременно полезным для здоровья времяпровождением является подвижная игра!

Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей.    Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действовать. Игры с одной стороны должны быть подвижными, с другой – вызывать живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. И, самое главное, во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании-ловле и других.

Характер движений, выполняемых ребёнком в подвижной игре и в условиях прямого задания, существенно различается. Так, например, в драматизированной игре в спортсмена не только увеличивалась эффективность прыжка, но и изменялся сам характер движения – в нём значительно рельефнее выделялась подготовительная фаза или фаза своеобразного старта.

По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя такие физические качества, например в игре «Ловишки», как быстрота, ловкость: увернуться, убежать.

В игре деятельность детей организуется на основе образного сюжета или игровых заданий и это вызывает положительные эмоции, которые побуждают ребёнка с большим удовольствием и более длительное время выполнять физические упражнения, что, в свою очередь, усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости.

Так в какие же игры можно поиграть на свежем воздухе? Их огромное множество! Если вашему ребенку 3-4 года, то ему понравятся такие игры, как «У медведя во бору», «Зайка серый умывается», «Солнышко и дождик». Если вашему ребенку 5-6 лет, то можно играть и в «Ловишек», и в «Совушку», и в «Мышеловку»…Если ваш ребенок посещает подготовительную к школе группу, то ко всем прочим играм можно добавить еще «Ловлю обезьян», «Охотники и звери», «Перебрось мяч через сетку», «Дорожка препятствий»…С детьми этой возрастной группы можно уже играть в спортивные игры: баскетбол, футбол, бадминтон и другие, проводить веселые эстафеты.

Но не стоит забывать, что осень – это не только яркое солнышко и золотой убор деревьев. Это еще и частые дожди, лужи, скользкая земля…Это и ветерок, который уже не такой освежающий, как в летнюю пору, а все более пронизывающий. Поэтому нужно быть внимательным к выбору места проведения подвижных игр. Выбирайте места с нескользкой поверхностью, защищенной от ветра и моросящего дождя. Иначе вам не избежать травм и болезней. Обращу ваше внимание на то, что осенью ваши детки одеты не так легко, как летом. Одежда сковывает их движения, руки в варежках и перчатках уже не такие цепкие и ловкие. Обязательно учитывайте это и не разрешайте детям слишком высоко залазить на деревья или лестницы и турники. Не стоит одевать ребенка чересчур тепло, иначе ребенку будет жарко, он вспотеет и легко может заболеть или получить тепловой удар.

И особенно обратите внимание на то, что, играя, ребенок не чувствует усталости, но это не значит что она не наступает. Просто увлеченный малыш не обращает на это внимания. А усталый ребенок уже не следит за координацией своих  движений и может получить серьезные травмы, такие как вывихи, растяжения, переломы и многое другое.  Чтобы этого избежать, взрослые должны правильно дозировать нагрузку и тогда мы не только не навредим здоровью, а укрепим его. Обязательно чередуйте активное времяпровождение с отдыхом. Не нужно забывать и о малоподвижных играх, например, «Найди и промолчи». Пусть взрослые заранее спрячут какой- то предмет, а дети должны будут ходить и искать его. Нашедший спокойно подходит к водящему и говорит ему на ушко, где спрятан этот предмет. Эта простая игра успокоит детей и приведет их пульс и дыхание в норму.

Не забывайте и о питьевом режиме ребенка. Осенью это может быть отвар шиповника или чай с добавлением лимона и меда, что укрепит иммунитет вашего малыша.

Соблюдайте эти простые советы! И пусть отдых на природе принесет вам и вашему малышу только положительные эмоции и улыбки!

Будьте здоровы!

Консультация № 3 подготовила инструктор по ФК МБДОУ д\с № 65  Кудрявцева О.С.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.  Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

2.  Соблюдайте режим дня.

3.  Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

4.  Любите своего ребенка: он – Ваш. Уважайте членов своей семьи: они – попутчики на Вашем пути.

5.  Чаще обнимайте ребенка.

6.  Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

7.  Не бывает плохих детей – бывают плохие поступки.

8.  Личный пример по ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ – лучше всякой морали.

9.  Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.

10.Помните, простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.

Памятку разработала воспитатель средней группы № 8 Иваницкая Г.М.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *