«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит
их духовная жизнь, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
(В.А.Сухомлинский).
« Здоровье не все, но без здоровья – ничто» — писал Сократ. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровьесбережение является актуальной темой, которая определена особой социально-экономической ситуацией в стране. Состояние здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе, снижает качество трудового потенциала нации.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.
Здоровьесберегаюший педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ,
это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Здоровый образ жизни это:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностей ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддерживания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровосберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его , валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи, Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В нашем ДОУ разработана система «Технология здоровьесбережения», задачами которой являются:
- Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания,
- Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
- Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья,
В нашей группе деятельность по оздоровлению воспитанников носит системный характер, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей. Например,
- Мы создаем предметную среду в группе и на участке для занятия физической культурой; условия эмоционального комфорта для общения с детьми и родителями.
- Воспитываем у детей желание быть здоровыми.
- Планируем и организуем с детьми индивидуальную работу по физическому воспитанию и развитию.
- Проводим комплекс закаливающих мероприятий(воздушное закаливание, солевое, «дорожка здоровья», максимальное пребывание детей на воздухе).
- Планируем подвижные, народные игры.
- Ежедневное употребление свежих овощей, фруктов, соков.
- Осуществляем просветительскую работу среди родителей по проблеме здоровья детей.
- Обучаем родителей отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
- Систематически проводим совместные спортивные развлечения и праздники детей с родителями.
- Беседы, развлечения на тему: «Да здравствует, мыло душистое!»,»Опасные игрушки», «Что я знаю о себе», »Опасные предметы дома», «О пользе овощей и фруктов» и др.
- Широко используем мониторинг физического здоровья детей.
Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, но и для осуществления последующей коррекционной работы.
Метод мониторинга на основе показателей физической подготовленности позволяет определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость,
- в социальном плане — коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, позволяет действовать в оптимальном режиме,
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение,
- в нравственном, в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Поэтому так необходимо в каждом ДОУ создать своё здоровьесберегающее пространство, отвечающее образовательным программам, используемых в детском саду.
Из опыта работы воспитателя старшей группы № 10 Половневой А.В.
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, активизировать работу с родителями в вопросах физического воспитания детей.
- Кто из родителей занимается или занимался спортом
■ укажите каким______________________________________
2. Дружит ли Ваш ребенок с физкультурой:
■ нет;
■ да (играет с мячом, катается на горках, на лыжах, велосипеде, занимается на
тренажере, другое_____________________________________________ ).
3. Делает ли ребенок дома утреннюю зарядку:
■ нет;
■ иногда;
■ только в выходные дни;
■ да, всегда.
4. Занимаетесь ли Вы физкультурой вместе с ребенком:
■ нет;
■ иногда;
■ да, часто.
5. Занимается ли Ваш ребенок спортом:
■ да;
■ нет.
- Каким видом спорта занимается и с какого возраста__________________________
- Если ребенок занимается физкультурой или спортом, то где:
■ в спортивном зале (кроме детского сада);
■ на спортивной площадке (около дома, около детских учреждений);
■ дома (есть спортивный комплекс, гимнастические мячи, гимнастические палочки, тренажеры, другое.____________________________________________ ).
■ на прогулке (около дома, в парке).
- Проводится ли закаливание ребенка в семье:
■ нет;
■ да, регулярнее (указать какое)_____________________________________ ;
■ да, иногда (указать какое)_________________________________________ .
- Играете ли Вы со своим ребенком в подвижные игры? __________ В какие именно?
- Сколько времени в день ребенок:
■ смотрит телевизор в рабочие дни_____ ч;
■ в выходные дни ___________ч;
■ проводит у компьютера в рабочие дни______ ч;
■ в выходные дни_______ ч.
- 11. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском
саду (перечислить):____________________________________________________