Организация индивидуальной работы и групповой работы

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

КАК  ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТИ»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит

их духовная жизнь, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

(В.А.Сухомлинский).

«  Здоровье не все, но без здоровья – ничто» — писал Сократ. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим  технологиям, которые направлены на решение  самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Здоровье  человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровьесбережение является актуальной темой, которая определена особой социально-экономической ситуацией в стране. Состояние здоровья детей  уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями сверстников. Это приносит страдание детям и их родителям, препятствует успешному обучению в школе, снижает качество трудового потенциала нации.

Дошкольный возраст – особенно важный  и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегаюший педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса  в ДОУ,

это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Здоровый образ жизни это:

  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностей ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддерживания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду:  детей, педагогов и родителей.

Цель здоровосберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его , валеологической  компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи, Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В нашем ДОУ разработана система «Технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания,
  • Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
  • Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья,

В нашей группе деятельность по оздоровлению воспитанников носит системный характер, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей. Например,

  • Мы создаем  предметную среду в группе и на участке для занятия физической культурой; условия эмоционального комфорта для общения с детьми и родителями.
  • Воспитываем у детей желание быть здоровыми.
  • Планируем и организуем с детьми индивидуальную работу по физическому воспитанию и развитию.
  • Проводим комплекс закаливающих мероприятий(воздушное закаливание, солевое, «дорожка здоровья», максимальное пребывание детей на воздухе).
  • Планируем подвижные, народные игры.
  • Ежедневное употребление свежих овощей, фруктов, соков.
  • Осуществляем просветительскую работу среди родителей по проблеме здоровья детей.
  • Обучаем родителей отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
  • Систематически проводим совместные спортивные  развлечения и  праздники детей с родителями.
  • Беседы, развлечения на тему: «Да здравствует, мыло душистое!»,»Опасные игрушки», «Что я знаю о себе», »Опасные предметы дома», «О пользе овощей и фруктов» и др.
  • Широко используем мониторинг физического здоровья детей.

Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, но и для осуществления последующей коррекционной работы.

Метод мониторинга на основе показателей физической подготовленности позволяет определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость,
  • в социальном плане —  коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, позволяет действовать в оптимальном режиме,
  • в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение,
  • в нравственном, в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Поэтому так необходимо в каждом ДОУ создать своё здоровьесберегающее пространство, отвечающее образовательным программам, используемых в детском саду.

Из опыта работы воспитателя старшей  группы № 10 Половневой А.В.

АНКЕТА

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, активизировать работу с родителями в вопросах физического воспитания детей.

  1. Кто из родителей занимается или занимался спортом

■       укажите каким______________________________________

2. Дружит ли Ваш ребенок с физкультурой:

■   нет;

■   да (играет с мячом, катается на горках, на лыжах, велосипеде, занимается на
тренажере, другое_____________________________________________ ).

3.   Делает ли ребенок дома утреннюю зарядку:

■       нет;

■       иногда;

■       только в выходные дни;

■       да, всегда.

4.   Занимаетесь ли Вы физкультурой вместе с ребенком:

■       нет;

■       иногда;

■       да, часто.

5.   Занимается ли Ваш ребенок спортом:

■       да;

■       нет.

  1. Каким видом спорта занимается и с какого возраста__________________________
  2. Если ребенок занимается физкультурой или спортом, то где:

■       в спортивном зале (кроме детского сада);

■       на спортивной площадке (около дома, около детских учреждений);

■       дома (есть спортивный комплекс, гимнастические мячи, гимнастические палочки, тренажеры, другое.____________________________________________ ).

■       на прогулке (около дома, в парке).

  1. Проводится ли закаливание ребенка в семье:

■       нет;

■       да, регулярнее (указать какое)_____________________________________ ;

■       да, иногда (указать какое)_________________________________________ .

  1. Играете ли Вы со своим ребенком в подвижные игры? __________  В какие именно?
  2. Сколько времени в день ребенок:

■       смотрит телевизор в рабочие дни_____ ч;

■       в выходные дни     ___________ч;

■       проводит у компьютера в рабочие дни______ ч;

■       в выходные дни_______ ч.

  1. 11.     Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском
    саду (перечислить):____________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *