Архив за день: 02/06/2016

Пушкинские дни

Методические рекомендации для родителей по чтению дошкольниками
произведений А. С. Пушкина
6 июня родился Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.
В связи с этим в нашем детском саду  будут проходит Пушкинские дни.

Цель – расширить представления детей о поэте А.С. Пушкине.

Задачи:      — обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;

                   — воспитать любовь и уважение к русскому писателю;

                   — учить бережно относиться к книгам.

С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

Это один из вопросов, который задают себе многие родители. Точного ответа на него не существует. С. Я.Маршак, говоря о пушкинских сказках, советовал, чтобы эти сказки были «в каждой семье наготове». И предлагал не дожидаться момента, когда ребенок дозреет до понимания смысла каждой строки. Конечно, не стоит ждать встречи ребенка с пушкинскими строками на страницах школьного учебника вместе со строгим наказом учителя выучить отрывок наизусть: прекрасные строки могут навеки пропасть под формулировкой «мы это проходили».Сегодня поэзия и проза А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, с произведениями великого поэта читатели знакомятся едва ли не в самом раннем возрасте, они включены в школьную программу и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Между тем изначально его стихотворения, повести, сказки не были написаны специально для детей и не рассматривались как произведения детской литературы.
В то же время трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
Искусственно насаждать классику, считает Фёдорочева Н. Б., библиотекарьтоже не нужно: если в доме нет традиции чтения вслух, если родители и сами читали Пушкина только по школьной программе, у них в нужный момент не окажется той эстафетной палочки, которую можно передать детям. Но еще хужетравмировать ребенка классикой, которую он не готов воспринимать.
Практический совет: можно подойти к восприятию Пушкинских сказок через«Конька-горбунка» Петра Ершова. Эта сказка так похожа на пушкинские творения, что некоторые ученые даже приписывают ее авторство самому Пушкину.

К звукам и ритмам Пушкина подготавливают малыша и звуки, и ритмы стихов Чуковского.
Сравните:

«Пошла Муха на базар» и «Пошел поп по базару»;
«А сапожки не простые» и «А орешки не простые».

Впоследствии, ритм, музыку и настроение пушкинских строк дети чувствуют интуитивно, без подсказки. Но еще задолго до этого, еще не будучи в состоянии постигнуть целиком замысел автора, ребенок уже начинает любить звучание отдельных строк. И потому, что звуки хороши, и потому, что голос, их произносящий, такой знакомый,нежный: лет до трех ребенок просто радуется строчкам, которые звучат из родных уст. Так почему бы не порадовать его Пушкиным? Существует мнение, что сказки Пушкина не имеют возрастных границкаждый ребенок услышит их по-своему и, конечно, может полюбить.
Как читать Пушкина детям?
Маршак советовал родителям читать Пушкина вслух, не подражая декламаторам,но четко попадая в ритм. Тогда ребенку передастся то наслаждение, которое испытывает всякий, читающий поэта, – наслаждение  от того, что слова выговариваются как бы сами собой. Особенности характера персонажа, смешные и грустные нотки можно слегка подчеркивать голосом. Родителям следует приготовиться к тому, что кое-что при чтении Пушкина придется пропускать или комментировать.
Практический советдо трех лет ребенку тяжело слушать поэтическую сказку от начала до конца, без перерыва. Сюжет можно пересказывать по картинкам,зачитывая наиболее понятные или понравившиеся малышу места, законченные отрывки. Например: во время чтения «Сказки о царе Салтане…» можно несколько раз, в том числе, вместе с ребенком, прочитать отрывки про белочку, про кораблик, про богатырей.
По прочтении же того или иного произведения, конечно, не терпится узнать реакцию ребенка: что ему понравилось, что он понял, внимательно ли слушал? Но не стоит теребить вопросами того, кто сам не рвется сразу же делиться  впечатлениями. В любом случае затевать такой разговор нужно очень деликатно. Об этом хорошо написала Марина Цветаева: «Глядя назад, теперь вижу, что стихи Пушкина и вообще стихи… для меня до-семилетней и семилетней были рядом загадочных картинок,загадочных только от материнских вопросов, ибо в стихах, как в чувствах, только вопрос порождает непонятность…. Когда мать не спрашивала – я отлично понимала,то есть и понимать не думала, а простовидела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи оставались понятными». (М. Цветаева. Мой Пушкин).
Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки Пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения.
Таким образом, сказки Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом,необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление,воспитывают благородные чувства.
За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру,сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.
Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т.д.
В стихах Пушкина о природе вы найдете все четыре времени года. Тут и наступление весны, с ее ручьями, первыми пчелами и песней соловья; тут и лето с его грозами, а вот уж небо задышало осенью и застывает пруд и перелетные птицы держат путь на юг, наконец приходит сама зима , с ее бодрящим холодком и красотой рассыпчатого снега.
Так же, как и сказки, стихи великого поэта незаметно становятся частью той языковой среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь,незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно Пушкин считается создателем современного русского литературного языка, языка, на котором говорит современный образованный человек.
Какое издание предпочесть?

Отрывки из Пушкина не следует искать в хрестоматиях или в сборниках разных авторов. Лучше всего – в книгах самого Пушкина с хорошими иллюстрациями. Исключением может быть«Лукоморье». Многие составители сборников считают его отдельным произведением, а не частью поэмы«Руслан и Людмила». В таком случае лучше предпочесть«Лукоморье», проиллюстрированное Татьяной Мавриной: художница создала отдельную чудо-книжечку, живущую своей полноценной жизнью и адресованную самым-самым маленьким.
Для ребенка текст и картинки равноценныПушкин может открыться ему не только благодаря словам, но и благодаря рисункам в книгеПоэтому так важно для первого знакомства подбирать издания с хорошими иллюстрациями. Сказки Пушкина очень иллюстративны. Потому художники охотно за них берутся. При выборе книги следует учитывать: количество иллюстраций на странице должно соответствовать возрасту,развороты без картинок не подойдут детям до четырех лет. Но если рисунки заслоняют собой текст, тоже нехорошо: ребенку нужен простор для воображения.Замечательны книги с рисунками В. Конашевича, которые отлично гармонируют с текстом, стихотворный сюжет в них живет и движется вместе с рисунками.
Практический совет: предлагайте ребенку делать рисунки по произведениям Пушкина. Используйте во время чтения раскраски. Находите картинки природы,быта, описанные поэтом, в жизненных ситуацияхСоздайте домашний кукольный театр с героями пушкинских сказок.

Спасибо Пушкину за то,
что познакомил нас с котом
ученым и русалкой дивной
и Черномором с очень длинной,
седой, волшебной бородой.
Узнали, что- добро, что -зло…
А для того, чтобы «везло»,
нам силы нужно приложить,
и постараться жизнь любить.
Что мир собой он озарил,
нам столько сказок подарил!
Библиографический список
1. Полная хрестоматия для дошкольников. Т.2. – М., 2005.
2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т.1. – М., 1997.
3. Пушкин А.С. Сказки. – М., 2002.
4. Тынянов Ю.Н. Пушкин. – М., 19
Уважаемые родители на сайте      skaz-pushkina.ru  Вы можете  прочитать сказки  своим детям со множеством иллюстраций, и не только прочитать, но и свободно скачать печатные версии. Сказки иллюстрированы кадрами из любимых мультфильмов, ваш ребенок сможет и читать, и рассматривать известных по мультфильмам героев. 
     На сайте есть все снятые по сказкам Пушкина мультфильмы, их можно и посмотреть on-line, и скачать к себе на компьютер.  На сайте собранная коллекция аудиосказок,  сказки Пушкина детям читают лучшие актеры театра и кино: О. Табаков, А. Фрейндлих, И. Смоктуновский, А. Калягин, М. Казаков и др. Аудиосказки можно слушать on-line, а можно свободно скачивать.
Консультацию подготовила старший воспитатель Пархоменко Н.В.